Концепция игорного бизнеса Беларуси

Концепция развития игорного бизнеса в Республике Беларусь была разработана и 12 января 2011 г. утверждена Правительством Беларуси в соответствии с многочисленными поручениями Президента, которые имели место, начиная с апреля 2009 г.

Основной целью Концепции является «создание системы эффективного государственного регулирования сферы игорного бизнеса, обеспечивающей защиту населения Республики Беларусь от негативных проявлений игорного бизнеса с одновременным усилением государственного контроля за оборотами денежных средств в этой сфере». Не смотря на столь громкий лейтмотив, Концепция, по большей части, носит описательный и сравнительный характер.

В ходе разработки Концепции с учетом анализа мирового опыта организации игорного бизнеса и консультаций с ведущими зарубежными участниками этого бизнеса (их, к сожалению, в Концепции не указали) рассматривались следующие варианты его развития в Республике Беларусь:

1. Создание на территории Республики Беларусь игорно-развлекательного центра. Для строительства такого центра был подобран участок в районе Национального аэропорта Минск. Однако после проведенных переговоров между ЗАО ”Белтехэкспорт“, Министерством спорта и туризма и Министерством иностранных дел и ведущими мировыми операторами, последние не высказали заинтересованности в этом проекте.

2. Усиление государственного контроля за игорным бизнесом путем внедрения передовых технических средств и обеспечения защиты игрока. Этот вариант предполагал следующие задачи:

- введение единых технических стандартов для игрового оборудования и его программного обеспечения;

- предоставление государству возможности мониторинга и постоянного контроля за размером принятых ставок, полученных денежных средств в кассах игорных заведений и, как следствие, доходов игроков и организаторов азартных игр;

- формирование в республике современного парка игрового оборудования, соответствующего техническим стандартам мирового уровня;

- увеличение налоговых поступлений в бюджет путем введения комбинированной ставки налога – фиксированная ставка плюс 8 процентов от разницы между сделанными ставками и выплаченными выигрышами с последующим возможным переходом на основе анализа результатов финансово-хозяйственной деятельности игорных заведений к увеличению размера отчислений с одновременным исключением фиксированной ставки;

- внедрение программы защиты игрока и его семьи, реализация которой может позволить ограничить доступ к игре в случае единовременного большого проигрыша, систематического проигрыша игрока, наличия у игрока обязательств и обременений в виде невыплаченного кредита, задолженностей по выплате алиментов, иных задолженностей.

Второй вариант и был взят за основу при создании новой оболочки игорного бизнеса. В результате в Беларуси будет создан мониторинговый центр по обеспечению деятельности специальной компьютерной кассовой системы (СККС). Что касается политики в области налогообложения игорного бизнеса, закрепленной в Концепции, то на начало 2011 г. ничего конкретного еще нет.

Странно, что в свете последних мировых тенденций, очень незначительное внимание в Концепции уделено созданию правовой базы для организации Интернет казино. Если не сказать, что этот вопрос вообще не стали рассматривать. Кроме нескольких повествовательных предложений, в которых приведены примеры зарубежного опыта, а также очередная констатация, что очень тяжело идентифицировать игрока при таком формате организации азартных игр, больше ничего нет.

Принимая во внимание обороты, которые имеют место в онлайн азартных играх по всему миру, все еще не ясно, какой позиции придерживается белорусское правительство. В Концепции однозначно не сказано ничего по этому поводу. Из-за такого «подхода» белорусский бюджет теряет значительные поступления, я белорусские игроки продолжают играть на иностранных сайтах, оставляя свои деньги на зарубежных счетах.

Максим Черняк, юрист