Супер-игра или рекламная игра?

В последнее время в Беларуси появляется много рекламы, которая предлагает потенциальным игрокам посетить казино или иное игорное заведение и принять участие в так называемых супер-играх, розыгрышах призовых фондов, соревнованиях на игровых автоматах и т.п. Причем выигрышем в большинстве случаев являются денежные средства.

 

С одной стороны, вроде и ничего особенного. Азартные игры в Беларуси разрешены. Предлагают с удовольствием потратить деньги и, возможно, выиграть еще больше, чем мог бы игрок при обычных условиях.

 

С другой стороны, казино и залы игровых автоматов такой рекламой стимулируют потенциальных игроков посетить игорные заведения и принять участие в азартных играх. Такого рода стимулирования могут затрагивать не только нормы общественной морали и нравственности, но и практически негативно влиять на некоторые социальные слои населения, которые и без того страдают психической зависимостью от азартных игр.

 

Рассмотрим правовые аспекты организации и проведения таких розыгрышей.

 

В законе Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон) предусмотрено, что реклама – это информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, предназначенная для неопределенного круга лиц (потребителей рекламы), направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке.

 

В абзаце девятом ст. 2 Закона и абзаце шестом п. 2 Положения о проведении рекламных игр на территории Республики Беларусь (далее – Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 30.01.2003 г. №51, установлено, что рекламная играэто деятельность организаций или индивидуальных предпринимателей, осуществляемая ими в целях стимулирования реализации товаров (работ, услуг) и обеспечивающая розыгрыш выигрышей между участниками рекламной игры, за исключением деятельности, не относящейся к рекламным играм в соответствии с актами Президента Республики Беларусь.

 

Законодательством Беларуси предусмотрено, что объектом рекламирования являются, в том числе, «…игры, иные игровые, […] мероприятия…» (абзац пятый ст. 2 Закона).

 

Однако, в соответствии с п. 3 Положения, запрещается проводить рекламные игры в целях стимулирования азартных игр.

 

Отметим, что основными признаками рекламной игры являются:

 

1. цель рекламной игры – стимулирование реализации товаров (работ, услуг). Игроки приходят в казино и залы игровых автоматов для того, чтобы им оказали услуги. Азартная игра – это тоже сделка (договор) о выигрыше, который заключает игрок и казино. После заключения сделки казино оказывает игроку услуги по организации и проведению азартной игры, являющейся предметом договора.

 

2. участником игры является потребитель этих товаров (работ, услуг). В нашем случае игроки казино и залов игровых автоматов являются потребителями услуг игорных заведений.

 

3. среди участников игры проводится розыгрыш призов, т.е. процедура, при которой устанавливается факт выигрыша или невыигрыша призов. Естественно, что администрация казино и залов игровых автоматов определяет правила проведения розыгрышей. При этом принять участие в розыгрыше могут только те лица, которые воспользовались услугами казино (приняли участие в азартной игре) на конкретных условиях. Призами являются денежные средства и/или их эквиваленты (фишки, жетоны, купоны, чеки и т.п.).

 

Получается, что такие розыгрыши, проводимые казино и залами игровых автоматов, являются рекламными играми?

 

По своей сути и целевому предназначению, можно предложить что да. Но конкретный ответ на это вопрос могут предоставить только компетентные государственные органы. Например, Министерство по налогам и сборам, Министерство торговли и Комитет государственного контроля.

 

 

Максим Черняк, юрист